Peter Sobolev Петр Соболев (peter_s) wrote,
Peter Sobolev Петр Соболев
peter_s

Пра Чукотку - рассказ

Окультуренную литредактором(и убитую бильдом) версию можно прочесть в журнале MOBILE.
Кой-какие картинки можно также посмотреть в журнале XXL.

Итак, нецензурированое(даже мной. возможны косяки.):
Дорога

Восьмичасовой перелет, и мы в аэропорту Анадыря. Там же, не выходя из здания пересаживаемся на Ми-8 и летим на Хатырку, небольшой поселок на границе с Камчаткой. За иллюминатором проплывала тундра.

Через два с половиной часа мы приземляемся на месте.

«На Чукотке есть две дырки — Анадырка и Хатырка»(местный фольклор)

Гости в Хатырке редки и нас вышла встречать целая делегация местных жителей.

Представители старшего поколения предложили угоститься местной национальной едой - юколой.

Юкола – это сушено-вяленое несолёное мясо лосося. Лучше б было соленое, но раз уж, что там.
Потом предложили посмотреть концерт в честь нашего прибытия. Стало понятно, что официальной части не избежать. Концерт состоялся в местной школе.

Там же «нас пообедали», и провели экскурсию по помещениям школы. В поселке Хатырка живет всего около четырехсот человек, и даже по Чукотским понятиям это поселок отдаленный, но по оснащению тамошняя школа даст фору большинству столичных.
После экскурсии по школе, нас разместили в местной больнице, тоже, надо сказать заново выстроенной, оснащеной и аккуратной, и предложили поехать на рыбалку. По пути на одну из речных проток, где все и должно было происходить, наша водометная лодка внезапно остановилась, и местные ребята не расчехляя удочек, начали раскупоривать коньяк. Меня несколько удивила такая поспешность, но оказалось, что напротив, на берегу, находится могила чукотского дедушки, и по традиции, для удачи, надо в этом месте остановиться, выпить самому и налить ему, иначе могут быть неприятности.

могила чукотского дедушки

Надо сказать, что местное коренное население зачастую неравнодушно к алкоголю, но к потребностям духа дедушки мы тоже, в большинстве своем, отнеслись со всей ответственностью. В большинстве, но не все. И это сказалось очень скоро.
Некоторое время мы шли на нашем судне по реке и наслаждались открывающимися видами.

Но потом под дном лодки заскрипел песок, и мы сели на мель посреди реки.

Впрочем неприятности из этого не вышло. Вышло приключение, что совсем неплохо для путешествующего. Когда мы стащили лодку с мели и, наконец, прибыли на место рыбалки, солнце окончательно закатилось за горизонт, и стало стремительно холодать. Пока наши рыбаки ловили на спиннинг водоросли, наши фотографы развели костер и грелись.

Местные ребята разложили стол и предложили кратенько отметить встречу. Домой мы снялись уже около полуночи. На обратном пути опустился очень плотный туман, но наш шкипер знал свое дело, и, хоть и малым ходом, мы дошли до Хатырки без приключений, однако плывущие перед нами на «казанке» люди рассказали потом, что видели плывущего невесть куда медведя.

наш шкипер знал свое дело

В поселке нам, продрогшим до костей на морском ветру, предложили попариться в бане. Зайдя в парилку, я через некоторое время почуствовал, что еще пару минут, и при таком пекле я рискую выйти оттуда с прической как у Джимми Хендрикса. Пулей вылетев из парилки я нырнул в бассейн...
Только потом мне рассказали, что воду в бассейн они накачивают из Берингова моря, и температура воды в нем 8 градусов. В предбаннике я заметил термометр, отображающий состояние дел в парилке. На нем было «+138с». Через какое-то время мне удалось приноровиться к чукотской бане, и за отсутствие простуды после поездки на рыбалку я склонен благодарить эти «+138с». Там же, за разговорами с представителями «Чукотской Торговой Компании», которые и устраивали нам в Хатырке все поездки, мы узнали, что в паре часов хода(по морю) есть речка Рубикон, где сейчас пасутся некие особо красивые гуси, а красоту пейзажей там не передать словами, и решили назавтра отправиться туда.

День2. Хатырка.

Наутро мы выехали на Рубикон, а по дороге, как нам сказали, можно было наблюдать китов. Погода была прекрасная, с моря шел небольшой накат, мы ехали на Рубикон, и действительно невдалеке от лодки показались киты. Снимать китов оказалось сложным делом. Кроме того, что совершенно невозможно уловить где всплывет кит, он не желал показывать больше 1\500 площади своего тела. Фотографии бескрайнего океана с торчащей из него в паре сотен метров "ноздрёй" меня не впечатили настолько, что я их немедленно извёл и переключился на съемку коллег и побережных окрестностей.

В той стороне куда мы ехали, над скалами показался туман.

Казалось бы всего лишь туман, но аборигены, сказав «там туман» мгновенно развернули лодки обратно к поселку. Туманы там не редкость, но портить жизнь местным обитателям они умеют. В туман останавливается любое сообщение с поселком. Туман может висеть два месяца подряд, а люди все это время могут жить в аэропорту в Анадыре и ждать «борта». На Чукотке, как и везде на Севере вообще очень благоговейное отношение к погоде. В кабине вертолета я видел два GPS-навигатора. Несмотря на все удобства спутниковой навигации, скоропортящаяся чукотская погода может отменить любой вылет, и мы заспешили в поселок.

Через час наш вертолет взлетел, и мы отправились на озеро Майниц.

Озеро Майниц

Ландшафты на Чукотке могут меняться очень быстро. Вот только что закончились прибрежные сопочки, пролетела полоска тундры, и мы уже летим над устрашающего вида отрогами Корякского нагорья.

Горы, однако, постепенно редели, расступались, робко покрывались зеленью и вот, распугивая рыбачащих медведей, мы приземляемся на остров образованный дельтой речушки, впадающей в озеро Майниц.
Взору открываются невероятной красоты панорамы гор и озера.
Половина нашей группы, позарясь на прелести здешней рыбалки, побросала камеры и взялась за спиннинги. Через пол-часа у каждого из них «в активе» было по паре-тройке отменных гольцов.

Половина нашей группы побросала камеры и взялась за спиннинги

Отчаявшись выклянчить у кого-нибудь орудие лова, и во избежание перспективы стать вешалкой для позабытых камер, я удалился снимать окрестности.
Окрестности же были густо истоптаны мишками, кормящимися идущей в это время на нерест неркой и нам была дана команда далеко не разбегаться. Нарушать «режим» в этом случае не очень-то хотелось, да и уйти с острова было сложно.

спустя 25 минут(блин), наловив и наотпускав рыбы и слегка нафотографировав, мы полетели в Анадырь.